Субъекты таможенного контроля
Как правило, контроль выражается в действиях контролирующих субъектов. Содержание этих действий заключается в проверке соблюдения контролируемыми субъектами действующего законодательства. Являясь самостоятельной функцией управления, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний. От организации контрольно-надзорной деятельности во многом зависит поддержание законности, дисциплины и правопорядка в стране.
Субъекты таможенного контроля – это таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности (граждане, юридические лица, в том числе звенья таможенной инфраструктуры).
Механизм таможенного контроля предполагает вступление участников данного процесса в правоотношения определенного рода. Состав любого вида правоотношений отличается спецификой ввиду того, что специфичны “субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности) стороны”.
Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта, т.е. участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению. С философской точки зрения субъект – носитель предметной описательно-познавательной деятельности (индивида или группы людей), источник активности, направленной на объект. Субъект – активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.
Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное по закону способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности. Каждый субъект таможенного права занимает установленное законодательством правовое положение, имеет определенный круг прав и обязанностей, реализует их путем совершения тех или иных действий.
Некоторые специалисты разграничивают субъекты таможенного права и субъекты таможенного правоотношения, причем первое понятие рассматривается как родовое, а второе – как видовое. То есть фактически выделяются две классификационные группы: первая – таможенные органы РФ и вторая – физические и юридические лица. Другие отмечают, что субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.
В таможенном праве специальными субъектами являются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов, иными субъектами – российские и иностранные лица.
В таможенных правоотношениях можно выделить две основные группы субъектов.
Первую группу составляют властные субъекты, которые в соответствии с действующим таможенным законодательством обладают властными полномочиями в области таможенного контроля (таможенные органы), вторую группу субъектов составляют подвластные субъекты (юридические лица, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей государств – членов Таможенного союза, и иностранные лица, резиденты третьих стран).
При таможенном транзите помимо таможенных органов субъектами могут выступать перевозчик, субъектом правоотношений может быть экспедитор, лицо, которое проводит с товарами операции при их доставке и хранении. При временном хранении правоотношения возникают при участии перевозчика, владельца СВХ, которым может быть юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения, таможенный орган, железная дорога, получатель товаров.
При убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза в правоотношениях субъектом может быть перевозчик либо иное лицо, действующее по его поручению. Во время декларирования товаров в качестве субъектов могут выступать таможенный орган, декларант и таможенный представитель.
Таможенное законодательство определяет правовой статус лиц, базирующийся на положении, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенный контроль осуществляется таможенными органами, от имени таможенных органов его непосредственно проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на это в соответствии со своими должностными обязанностями.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Таможенного союза либо совершающие операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, обязаны представлять документы (ст. 183 ТК ТС), необходимые для таможенного контроля.
Лица, перемещающие товары через таможенную границу, обязаны:
- соблюдать законодательство об охране окружающей среды, общественной безопасности, интеллектуальной собственности;
- не наносить прямого и потенциального вреда здоровью населения;
- выполнять ветеринарные и фитосанитарные требования.
Таможенные органы в пределах своей компетенции контролируют соблюдение норм соответствующего законодательства и могут применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, например запретить выпуск товаров или обязать вывезти товары, запрещенные к ввозу.
Законодательство Таможенного союза содержит положения, которые обязывают лиц получать в таможенных органах документы, на основании которых возможно занятие определенным видом деятельности или применение специальных таможенных процедур.
Например, деятельность юридических лиц в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ и владельцев таможенных складов допускается при условии включения таких лиц в реестр таможенных представителей, таможенных перевозчиков и др. Применение упрощенных таможенных процедур возможно только при определенных условиях.
Правовое положение физических и юридических лиц различно. Таможенное законодательство Таможенного союза отдельно регулирует перемещение физическими лицами товаров, предназначенных для личного пользования, соответственно права и обязанности таких лиц существенно отличаются от прав и обязанностей юридических лиц, которые перемещают товары и транспортные средства в целях предпринимательской деятельности.
Таким образом, субъектами таможенного контроля являются:
- таможенные органы и их должностные лица (контролирующие субъекты);
- лица, перемещающие товары через таможенную границу, и лица, оказывающие им договорные услуги;
- среди таких лиц могут быть таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы СВХ и таможенных складов, экспедиторы, уполномоченный экономический оператор.
Кроме того, с осуществлением таможенного контроля непосредственно связаны лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля, среди них “узкие” специалисты, понятые, эксперты, медицинские работники, правообладатели объектов интеллектуальной собственности.
Таможенные органы государств – членов Таможенного союза как субъекты таможенных правоотношений имеют правовой статус контролирующих субъектов.
Таможенные органы – это государственные органы исполнительной власти, регулирующие таможенные правоотношения и выполняющие задачу содействия внешней торговле.
Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти, устанавливается конституционными нормами, нормами национального законодательства и подзаконных актов, в том числе структурой и порядком их образования, компетенцией (кругом прав и обязанностей), а также взаимоотношениями с другими органами исполнительной и законодательной власти.
Таможенные органы обеспечивают непосредственное решение задач в области таможенного регулирования и единообразие применения таможенного законодательства на территории государства – члена Таможенного союза.
Важная отличительная черта таможенных органов состоит в том, что они ведут и правоохранительную деятельность. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность государств – членов Таможенного союза, права и законные интересы физических и юридических лиц.
Таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в области таможенного регулирования, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах в деятельность международной гражданской авиации.
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают отдельными правомочиями:
- принимать меры, предусмотренные наднациональным законодательством и законодательством государств – членов Таможенного союза, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза;
- требовать документы, сведения, предоставление которых предусмотрено в соответствии с законодательством Таможенного союза;
- проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
- требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или ведение определенной деятельности в области таможенного регулирования;
- осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий, дознания согласно уголовно-процессуальному законодательству государств – членов Таможенного союза;
- выполнять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством государств – членов Таможенного союза;
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение этих правонарушений в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза об административных правонарушениях;
- использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в области таможенного регулирования, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении;
- задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел государств – членов Таможенного союза лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного регулирования;
- проводить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых операций;
- получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с законодательством;
- выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
- предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
- устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с ведением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов таможенного контроля;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.
Правоустановление (правотворческая форма) заключается в издании правовых актов в области таможенного регулирования (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательных для исполнения всеми участниками таможенно-правовых отношений.
Правоприменение – это властно-регулятивная деятельность должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний таможенно-правовых норм.
Правоохрана заключается в контроле соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований нормативных правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применении в случае нарушения таких требований мер юридической ответственности к виновным лицам.
Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации.
Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим.
Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по ведению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.
Местонахождение таможенных органов определяется в зависимости от объема пассажиропотока и товаропотока, интенсивности развития внешнеэкономической деятельности отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности, а также иных факторов.
Анализ таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза позволяет классифицировать функции таможенных органов, которые в совокупности и составляют содержание деятельности таможенных органов и иных учреждений, входящих в систему таможенных органов.
Среди основных функций таможенных органов следующие:
- Таможенный контроль при создании условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза.
- Обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, т.е. взимание таможенных пошлин, налогов, сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, при необходимости принятие мер по их принудительному взысканию.
- Обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
- Обеспечение нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
- Обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности; соблюдение применения таможенных процедур.
- Рассмотрение обращений от участников внешнеэкономической деятельности.
- Правоохранительная деятельность.
- Осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
- Ведение таможенной статистики внешней торговли.
- Международное таможенное сотрудничество.
- Информирование и консультирование в области таможенного регулирования.
- Проведение научно-исследовательских работ в области таможенного регулирования.
Таким образом, говоря о системе таможенных органов государств – членов Таможенного союза, можно вывести ряд принципов, на основе которых осуществляется их деятельность:
- Принцип законности (основополагающий принцип, который проявляется через легитимность системы таможенных органов, ее соответствие законодательству Таможенного союза и иным международным договорам).
- Приоритет прав и свобод человека и гражданина (обязывает таможенные органы соблюдать права и свободы человека, а также его законные интересы при совершении любых таможенных операций, а также права юридических лиц и приравненных к ним индивидуальных предпринимателей).
- Принцип единства и целостности системы таможенных органов (единство системы отражает функциональную общность звеньев таможенной системы; целостность системы выражена во взаимосвязи и взаимозависимости входящих в нее таможенных органов, при этом каждое звено таможенной системы имеет свой объем полномочий и характер компетенции).
- Принцип единства целей и задач таможенных органов (обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государств – членов Таможенного союза; совершенствование средств таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности; обеспечение соблюдения законодательства и др.).
- Сочетание централизации и децентрализации (централизация – строгая иерархическая подчиненность; децентрализация – наличие у каждого таможенного органа собственного правового статуса, реализуемого на подведомственной ему территории).
- Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
- Принцип координации и взаимодействия таможенных органов с иными субъектами правоотношений.
Таким образом, основная цель деятельности таможенных органов – это таможенный контроль, результатом которого должно стать точное и неуклонное соблюдение законодательства, касающегося таможенного регулирования в Таможенном союзе.
Среди основных задач необходимо выделить те, которые отвечают защитным и экономическим функциям. Защитные основаны на правоохранительном характере деятельности таможенных органов: выявлении таможенными органами государств – членов Таможенного союза нарушений таможенных правил и преступлений в области таможенного регулирования. Экономические можно подразделить на фискальную и регулятивную.
Решая экономические задачи, таможенные органы пополняют доходную часть бюджета государства – члена Таможенного союза путем взимания таможенных платежей.
Регулятивная разновидность экономической задачи связана с институтом таможенных платежей. Благодаря ей реальной становится оценка эффективности мер тарифного регулирования.
Безусловно, таможенно-тарифное регулирование – один из основных инструментов поддержания экономической безопасности и вместе с тем рычаг воздействия на хозяйственную структуру. Однако оно может выполнять свои функции лишь при отсутствии монополизации внутреннего рынка, при условии относительно стабильного курса национальной валюты, равновесия спроса и предложения на внутреннем рынке.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу