Спиритуальная сфера

На каком-то этапе развития аддикции у человека нарастает спиритуальная или духовная пустота. В результате аддикт постепенно теряет свои связи с чем-то очень для йего значительным. Речь идет о потере чувства принадлежности, чувства того, что ты являешься какой-то важной частью окружающего мира.

Происходит потеря чувства знания себя самого и значения этого чувства. Поэтому, с этой точки зрения, аддикцию можно расценивать как «спиритуальную болезнь». Так как аддикция представляет прямую атаку на селф, она направлена против Я, против души человека, поскольку е скрытой целью является спиритуальная смерть.

Прерывая связь с чем-то очень значительным внутри себя и теряя связь со своим селфом, человек не имеет возможности устанавливать необходимые для него экзистенциально важные контакты с селфом других, значимых Для него близких людей. Это приводит к формализации отношений, к потере их эмоциональной значимости, Поверхностности и стереотипности. Человек превращается в Механического робота, выполняющего определённую программу.

По мере прогрессирования аддикции духовное омертвление нарастает. И это, возможно, является самым опасным аспектом аддикции, поэ-ому при её лечении необходимо установление потерянного контакта с селфом. Чем дальше человек уходит от самого себя, тем труднее восстановить имевшие место ранее здоровые отношения.

Otto (1958) отмечал, что для человека важнее всего восстановление переживания «святого»; это переживание уникально, оно отличается от других переживаний «…его нельзя точно определить… оно может быть только вызвано, пробуждено в сознании». Автор понимает духовность как контакт с чувством святого.

Используя термин «misterium tremendum», он считает, что это выражение наиболее хорошо подходит к определению этого чувства. Подчеркивая первичный характер чувства и его уникальность, Otto полагает, что оно не является производным других драйвов или психических процессов. Религиозное чувство первично и является импульсом смысла жизни. Термин «misterium» подразумевает трудное понимание и таинственность чувства, при переживании которого возникает ощущение поразительности и изумления.

Религиозное чувство может интенсифицироваться, но его нельзя рассматривать как результат углубления или протрагирования других эмоций, это не континум других переживаний, оно возникает само по себе, поэтому и называется «полностью другим» чувством. (По мнению Otto, в связи с «особостью» этого чувства существует пропасть между ним и другими чувствами).

Религиозное переживание является для человека очень важным, т.к. оно формирует осмысленность жизни. В случае исчезновения связи с этим чувством происходит потеря мотивации, жизнь становится тусклой и непривлекательной.

В таком состоянии может возникнуть сильная аддиктивная мотивация, стремление к изменению сознания за счёт искусственной стимуляции бессознательных механизмов. Уход человека в мир аддиктивных реализаций нарушает его связь с естественным религиозным чувством. Без восстановления этой связи коррекция аддикции оказывается нерезультативной.

Происхождение религиозного чувства необъяснимо. Психологами предпринимались попытки дать этому явлению психологическое объяснение. Otto считает, что чувство святости начинается с фундаментальных переживаний ребенка, связанных с ранним восприятием предметов и явлений. Некоторые авторы называют это чувство шоком, который возникает на самых ранних стадиях развития человека и впоследствии вспыхивает, реверберирует с разной силой и последовательностью в зависимости от окружающих условий.

Kierkegaard (1941) попытался придать религиозным проблемам человека психологическое значение. Им выделены стадии дознания, через которые проходит каждый   человек!

Эстетическая стадия. Человек находится в поиске удовольствия и в результате получает его, но повторяемость опыта приводит к скуке. Положение не спасает и смена вида удовольствий, которые также надоедают.

С точки зрения аддиктивных механизмов, удовольствием может быть фиксация при аддикции. Аддикт стремится к повторению этого удовольствия, к его повторному переживанию. В конце концов, повторения на этой стадии приводят к скуке, т.к. даже наиболее интенсивное удовольствие через какое-то время становится застывшим и перестает удовлетворять.

Возникает стремление выйти из состояния скуки переключением на другую систему получения удовольствия. Примером могут служить смены форм аддикции. Если человек саморефлективен, вся эта деятельность ему надоедает, он вновь испытывает скуку и от других видов удовольствия, т.к. ничего качественно нового он не испытывает.

Этическая стадия. Начинаются поиски смысла жизни с опорой на веру в новый идеал. Однако, через какое-то время и этот идеал перестает удовлетворять человека. У него появляются переживания, связанные с ощущением конечности жизни, поражения, отчаяния и неудовлетворённо ти.

Это способствует «выходу» человека на новый уровень переживаний психологической боли и неудовлетворения. При этом он обращается к анализу событий, происходящих вовне, стараясь найти в них смысл своей жизни. Не достигнув поставленной цели и так и не обретя этот смысл, человек может прекратить попытки Дальнейшего поиска, что приводит либо к реакции отказа, либо к Заглубленному самоанализу в поиске Бога внутри (третья стадия).

Kierkegaard считал, что если человек не найдёт поддержки в Религиозном чувстве, он потерпит катастрофу, поскольку процесс безуспешного поиска конечного значения переживаний Удовольствия, обязанностей и всевозможных активностей, ставит его перед лицом неразрешимых экзистенциальных проблем.

Представляет интерес результат изучения этого явления Bollas.  оперирует понятиями идолопоклонства и идола, согласно которым идолом является объект, который «стремится быть объектом, вызывающим трансформацию», но является им только частично.

    Возникающие в этом процессе переживания, которые Bollas называет трансформацией, Tillich (1951) обозначает как «онтический шок». Начальная часть термина «онт» (от «онтологический») является производной от греческого «существование, бытие». Онтический шок – шок бытия возникает при анализе вопроса существования.

Почему существуют фауна, флора, предметы, звёзды, планеты, почему просто ничего нет? Согласно автору, изучение этого вопроса требует анализа двух его аспектов. Во-первых, человек может рассматривать происходящее с сугубо абстрактной точки зрения, изумляясь факту существования мира, задавая себе вопрос о том, почему всё существует, в чём его смысл.

Во-вторых, он может рассматривать суть происходящего с личной точки зрения, пытаясь найти ответ на вопрос – почему существую Я, в чём смысл именно моей жизни. И, если первая категория вопросов имеет философскую основу, то вторая – базируется на религиозном чувстве. Персонифицированные вопросы о возможном источнике и значении жизни представляют несомненный интерес для анализа, поскольку сама тайна существования, всегда сопоставлялась с тем, что все может быть и по-другому, что может и вообще ничего не быть.

Семантический анализ термина «существование» (экзистенция) происходит от греческих «эк» и «ист», что означает не что иное, как исходить, подняться, выйти из чего-то. В связи с этим является закономерным следующий вопрос: «Из чего выйти? Из чего конкретно возникло существование?». Обдумывание этого вопроса приводит человека к ответу на него: «Существование возникло из несуществования».

Следовательно, существовать -значит преодолеть угрозу несуществования. Существование в этом смысле не статическое, а динамическое состояние, это глагол, а не существительное, означающее процесс.

Подобные семантические рассуждения имеют определённый психологический смысл, поскольку существование человека всегда имеет теневую, «оборотную сторону медали» – возможность прекращения существования, угрозу небытия и неизбежно возникающее при этом чувство экзистенциальной тревоги. Автор называет эту тревогу «онтологической», поскольку она включена в смысл самого бытия. К сожалению, ни один из известных способов психотерапии, за исключением религиозной, не способен избавить человека от этой тревоги.

Онтологическую  тревогу следует дифференцировать  от ». Невротическая тревога, являющаяся следствием

разнообразных конфликтов, сопровождающих жизнь любого человека, может быть устранена с помощью психотерапии.

Заложенный в человеке инстинкт жизни помогает ему преодолевать тревогу, связанную с угрозой небытия. Особая сила, заключённая в этом инстинкте, удерживает эту тревогу в «зачаточном, связанном» состоянии, препятствуя её развитию. Поэтому имеющая место потенциальная возможность небытия преодолевается силой бытия.

Эту силу, по мнению автора, люди называют Богом. Именно она является источником и силой существования, основой бытия. Процесс бытия является активностью, направленной на преодоление возможности небытия.

Однако, несмотря на существование этой силы, процесс существования омрачён постоянным присутствием тени возможного небытия. Поэтому для переживаний рефлексирующего человека характерно наличие этой неизбежной тревоги, продуктивным следствием которой является осознание зависимости существования от наличия силы бытия, в основе которой лежит религиозное чувство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)