Правовое регулирование использования природных лечебных ресурсов
Природные лечебные ресурсы включают в себя минеральные воды, лечебные грязи, рапу лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Включение в перечень природных ресурсов таких природных явлений как климат и природные условия представляется не очень удачным.
Приведенное нормативное определение природных лечебных ресурсов противоречит ст.4 ФЗ РФ “О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах”, устанавливающей, в частности, что Правительство РФ устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, осуществляет экспертизу разведанных запасов природных лечебных ресурсов.
Говорить о нормативном правовом регулировании правил пользования благоприятным (лечебным) климатом, иными природными условиями можно достаточно условно.
Право пользования чистым воздухом, морской водой ( для купания) и т.п. является естественным правом человека и государством не регулируется. Это то право использования ресурсов окружающей среды, которое В.В. Петров называл правом общего природопользования.
Среди природных ресурсов можно выделить две группы ресурсов, используемых для лечения, профилактики заболеваний и отдыха: 1) минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, и 2) природные объекты и условия.
Отношения по использованию (добыче) первой группы природных лечебных ресурсов входят в предмет природоресурсного права.
Отношения же по использованию природных объектов для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха регулируются нормами как экологического, так и горного права.
Среди таких объектов Закон называет, в первую очередь, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Включение отношения по поводу их использования в предмет правового регулирования экологического права не вызывает сомнений.
Отношения по поводу использования лечебно-оздоровительных местностей, т.е. территорий, обладающих природными лечебными ресурсами и пригодных для организации лечения и профилактики заболеваний, регулируются природоресурсным правом в том случае, если при этом осуществляется добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно- столовых вод и иных полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
Отношения по использованию (добыче) минеральных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, других извлекаемых лечебных природных ресурсов должны регулироваться горным правом.
В пользу этого можно привести следующие доводы. ФЗ РФ “О недрах” устанавливает, что этим законом регулируются отношения, возникающие, в частности, в связи с использованием подземных вод, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.
Водный кодекс РФ в ст.136 прямо указывает на то, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются, прежде всего, для целей здравоохранения в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В ряде случаев добыча природных лечебных ресурсов может осуществляться со дна поверхностных водоемов (лечебные грязи и т.п.).
При этом не только извлекаются сами природные лечебные ресурсы, но и используется водоем.
Поэтому, как указывает ст.145 Водного кодекса РФ, в таких случаях недропользователь должен руководствоваться нормами как горного, так и водного законодательства.
О необходимости регулирования отношений по использованию природных лечебных ресурсов нормами горного права говорят и подзаконные нормативные акты.
Инструкция Госкомитета РФ по геологии и использованию недр от 14 апреля 1994 г. по применению “Положения о порядке лицензирования пользования недрами” к участкам недр, предоставляемых для добычи подземных вод, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, формулирует особенности применения названного Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (лечебные грязи: иловые сульфидные, сапропелевые, торфяные и сопочные, а также бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и др.).
Природные лечебные ресурсы могут находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов Федерации. Вопросы пользования, владения и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Полномочия в области государственного регулирования отношений по использованию природных лечебных ресурсов между Правительством РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления распределяются следующим образом.
К полномочиям Правительства РФ относится:
- Определение основных направлений государственной политики в сфере санаторно- курортного лечения и отдыха;
- Установление норм и правил пользования природными лечебными ресурсами;
- Осуществление государственной экспертизы разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ:
- Установление границ и режима округов горно-санитарной охраны128 лечебно- оздоровительных местностей, имеющих региональное значение;
- Определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- Регулирование в области использования лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления относится:
- Представление в орган исполнительной власти субъекта РФ предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью;
- Участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения;
- Контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и их земель в пределах своей компетенции.
- Ответственность за нарушения правил пользования объектами животного мира
- Плата за пользование объектами животного мира
- Государственное управления использованием объектов животного мира
- Правовое регулирование использования живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России
- Правовое регулирование рыболовства
- Правовое регулирование охоты
- Право пользования животным миром на территории России
- Правовой режим животного мира и его объектов
- Плата за пользование лесным фондом
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу