Порядок отбора кандидатов в судьи и формирования судейского корпуса

Судейский корпус российской судебной системы включает судей федеральных судов и судей судов субъектов РФ. Штатную численность судейского корпуса Российской Федерации законодатель определяет на каждый год в законе о федеральном бюджете (кроме численности судей Конституционного Суда РФ).

Общая штатная численность судейского корпуса РФ на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.:

  • судьи Конституционного Суда РФ – 19 (ст. 4 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”);
  • судьи Верховного Суда РФ – 170 (п. 1 ст. 3 ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”);
  • судьи судов общей юрисдикции (без мировых судей) – 25015 (п. 2 ст. 8 ФЗ “О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов”);
  • мировые судьи – свыше 7,5 тыс. (ФЗ “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации”);
  • судьи системы арбитражных судов РФ – 4053 (п. 2 ст. 8 ФЗ “О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов”).
    О требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей.

Квалификационная коллегия судей после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
Претендент на судейскую должность, помимо заявления, в квалификационную коллегию судей должен представить и другие документы по установленному перечню.

В перечень входят, в частности, характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, установленной приложениями к Закону о статусе судей.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных претендентом документов и сведений. При этом она вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие компетентные органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через 2 месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Только за период с января 2009 г. по сентябрь 2012 г. включительно квалификационными коллегиями рассмотрено 34296 заявлений претендентов на должность судьи, из них рекомендовано 24345 кандидатов, не рекомендовано 9756, отказано в рекомендации 195 претендентам.

В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом о статусе судей, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей (п. 9 ст. 5 Закона РФ о статусе судей). Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи Председателю Верховного Суда РФ.

Для отбора претендентов на судейские должности указом Президента РФ создана Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов (далее – Кадровая комиссия).

Кадровая комиссия на своих заседаниях, которые проводятся, как правило, один раз в месяц, рассматривает каждую кандидатуру на судейскую должность и формирует мнение о возможности или невозможности назначения данного конкретного человека на судейскую должность.

Президент РФ назначает (наделяет судейскими полномочиями) по результатам рассмотрения представления на кандидата на Кадровой комиссии.
Назначая судью, Президент РФ тем не менее не имеет права лишить его судейских полномочий. Это может сделать только соответствующая квалификационная коллегия судей, которая в свое время дала этому гражданину рекомендацию на занятие должности, и при наличии строго определенных законом оснований. Это одна из гарантий независимости судьи.

Процедура назначения судей и руководителей высших судов (Конституционного Суда, Верховного Суда) отличается от описанной тем, что по законодательству РФ правом наделять граждан судейскими полномочиями в высшие суды обладает не Президент РФ, а Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу: “Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть”.

Судьи приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе Российской Федерации. Судьи Верховного Суда РФ приносят присягу судьи на собраниях судей этих судов. Судьи Конституционного Суда РФ приносят присягу судьи в порядке, установленном Советом Федерации, на заседании Совета Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а лицо, ранее приносившее присягу, – со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
Судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде с сохранением на этот период заработной платы (ст. 20.1 Закона о статусе судей).

Общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи не может превышать 6 месяцев. Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи. По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком, но установлен предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Для Председателя Конституционный Суд РФ и Председателя Верховного Суда РФ предельный срок пребывания в должности не установлен.

Мировой судья назначается (избирается) на должность в первый раз на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; при повторном назначении (избрании) – на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на 5 лет.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Полномочия судьи федерального суда прекращаются: в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи, на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. Права и свободы судьи, как гражданина, замещающего государственную должность РФ, ограничиваются ФЗ “О статусе судей в РФ”.

Судья не вправе:

  • замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
  • принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;
  • публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании;
  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
  • допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
  • использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с осуществлением полномочий судьи;
  • принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

Основной объем указанных выше ограничений Закон распространяет и на период пребывания судьи в отставке. Закон также запрещает судье в отставке занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом РФ “О статусе судей в РФ”, нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи (ст. 4).

Кодекс судейской этики – акт судейского сообщества, который устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей (ст. 1 Кодекса судейской этики).

Кодекс судейской этики установил не только обязанности судьи при осуществлении правосудия и правила поведения судьи при исполнении иных служебных обязанностей, но и правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации, во внеслужебной деятельности. Порядок продвижения по службе, присвоения квалификационных классов определен Законом РФ “О статусе судей в РФ”.

Квалификационная аттестация судьи – это оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и Кодексом судейской этики (ст. 20.2 Закона РФ “О статусе судей в РФ”).

По результатам квалификационной аттестации судьям присваиваются квалификационные классы (таблица 7 (СД)). Квалификационную аттестацию судей проводят соответствующие квалификационные коллегии судей. Порядок проведения квалификационной аттестации судей устанавливается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационные классы судьям присваиваются с соблюдением последовательности присвоения и сроков пребывания в соответствующих квалификационных классах, соответствующих замещаемой должности судьи.

Судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ может быть присвоен более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе.
Судьи, имеющие высший квалификационный класс, квалификационную аттестацию не проходят.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий в порядке дисциплинарного взыскания. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Ответственность судьи. Институт ответственности судей является неотъемлемой составляющей судейской карьеры. Вопрос об ответственности судей, пожалуй, один из самых сложных в статусе судей, т.к. ответственностью “уравновешивается” независимость судей.

Судья не может и не должен находиться в правовом и социальном вакууме, в изоляции от общества, он должен осознавать, что в отношении его могут быть задействованы процедуры, позволяющие контролировать, насколько эффективно и качественно он осуществляет свои судейские функции, и в случае необходимости наложены взыскания вплоть до прекращения полномочий судьи.

Действующее в настоящее время законодательство предусматривает в отношении судьи такие организационно-правовые механизмы юридической ответственности, как уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная, а также (так уж сложилось практически) совпадающую с дисциплинарной неюридическую ответственность – этическую.

Истории развития института дисциплинарной ответственности судей в Российской Федерации и проблемам дисциплинарной ответственности посвящены многие исследования ученых, в том числе и из Российской академии правосудия.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)