Интеллектуальные и творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
Проблемы организации познавательной деятельности и образовательных технологий актуальны в связи с тем, что в целостном педагогическом процессе не только проявляются способности учащихся, но в нем же они и развиваются.
Существуют разные, порой прямо противоположные определения категории «способности», все зависит от того, в какой контекст она включается (философский, психологический, социологический и др.).
При организации определенного вида деятельности на уроке, во внеклассной работе у учащихся формируются соответствующие способности, спектр которых достаточно широк (проективные, рефлексивные, организационно-деятельностные и др.), в том числе и интеллектуальные, креативные или творческие.
Интеллектуальные или умственные способности личности и их развитие в учебной деятельности являются предметом изучения психологии.
В качестве ведущего показателя общих умственных способностей может быть выбран критерий обучаемости. Обучаемость – совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности (З.И. Калмыкова).
Обучаемость включает в себя ряд параметров: темп продвижения в учебном материале; экономичность мышления, проявляющаяся в рациональности, стремлении обучающегося к достижению наиболее изящного решения учебной задачи; самостоятельность мышления, проявляющаяся в умении преодолевать учебные затруднения; гибкость мышления (быстрота преобразования способа действия в зависимости от изменения объективной ситуации), степень осознанности учебных действий и др.А.К. Маркова в качестве показателей обучаемости называет: активность ориентировки в новых условиях; инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям; настойчивость в достижении поставленной цели и умение работать в ситуации помех, отвлечений, препятствий.
С.Д. Смирнов выделяет такие характеристики творческой деятельности (в том числе и учебной деятельности):
- Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата или продукта деятельности.
- Новизна процесса получения результата или способа деятельности.
- В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условия задачи к ее решению, преодоление такого разрыва возможно и за счет иррационального начала, интуиции.
- Способность субъекта деятельности (учащегося) самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
- Наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.
- Наличие сильной мотивации.
Факторы, влияющие на процесс творческой деятельности, могут быть двух видов: ситуативные и личностные. К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творческой деятельности, психологи относят: неуверенность в себе, высокую степень тревожности, эмоциональную подавленность, доминирование отрицательных эмоций, чувство страха, соглашательство, избегание рискованного поведения и ряд других.
К чертам личности, благоприятствующим творческому мышлению и деятельности, можно отнести: уверенность в своих познавательных возможностях, доминирование положительных эмоций, склонность к риску, хорошо развитое чувство юмора, любовь к фантазированию и построению планов на будущее, отсутствие боязни показаться смешным или странным и др.
Для развития творческих способностей учащихся необходимо создавать соответствующую творческую обстановку в учебном процессе.
Группа исследователей под руководством С. Парнса предложила следующие методические рекомендации по созданию такой обстановки в ходе обучения:
Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими – соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или не будут ли осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.Воздерживаться от оценок Благодаря этому правилу учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.
Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новы х ассоциаций и связей.
Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафоричессих сравнений многие считают «природной способностью» детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии.
Давать возможность умственной разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать учащимся возможность освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).
Поддерживать живость воображения. Вопреки распространенному мнению, будто фантазирование – признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, т.к. они являются фундаментом творческого мышления. «Дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их.
Устранять внутренние препятствия д ля мышления. Учитель создает такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими, и, что оно будет доброжелательно принято.
Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству или литературе. Однако она может решаться учителями и попутно, например, специальные упражнения на развитие наблюдательности, восприимчивости.
Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений – это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.
Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.К технологиям и методам стимулирования творчества относятся такие способы организации познавательной деятельности, которые позволяют ослабить барьеры между сознательным и бессознательным в учебном процессе. Широкое распространение получила методика мозгового штурма, описанная в теме № 2.
В качестве примера коллективной творческой деятельности можно привести метод синектика (synectics) – учебное исследование, основанное на целенаправленном использовании интуигивно-образного, метафорического мышления. Этот метод также вырос из мозгового штурма.
Он был разработан в конце 50-х гг. американским психологом У. Гордоном как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, «сумасшедших идей» и интуитивных решений.
Различается три гипа аналогий: личная, прямая и символическая. Применение личной шалогии заключается в идентификации исследователя с объектом изучения. При использовании прямой аналогии проблема сравнивается с известными фактами из других областей искусства, науки, техники.
При использовании символической аналогии передается сущность изучаемох» понятия посредством художественного образа, фразеологизма, что позволяет сделать «незнакомое знакомым», обнаружить сходство решаемой проблемы с уже решенными и «знакомое незнакомым», увидеть шакомую проблему с непривычной стороны.
Могут быть использованы «фантастические» аналогии – создание особого гипотетического мира, в готором все возможно.
Организация учебной работы по методу синекгики, описанная М.В. Клариным, включает следующие этапы:
- Первоначальная постановка проблемы, которая в теоретическом отношении может быть весьма сложной.
- Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации (может быть представлена учителем, учащимися или экспертом).
- Поиск способов решения проблемы. Все предложения подробно комментируются.
- Переформулирование проблемы. Каждый учащийся самостоятельно делает это, как бы приближая проблему к себе.
- Выдвижение образных аналогий. Этот этап является ключевым для синектики. Участники группы стремятся придумать как можно больше аналогий к ключевому представлению.
- «Подгонка» намеченных подходов к решению проблемы. Если какая-нибудь идея оказывается приемлемой, она разрабатывается дальше.
Американец Дж.Х. Бродбент выделил три основные группы методов интенсификации творческого мышления:
- использование контрольных списков;
- использование таблиц взаимодействий;
- методы группового решения.
Контрольные списки представляют собой перечень вопросов, на которые необходимо ответить при анализе задачи или список аспектов, выделение которых может помочь в продуктивном решении проблемы.
В таблицах взаимосвязи по отдельным графам откладываются отдельные аспекты проблемы, отдельные характеристики желаемого продукта и т.п.
Новые решения генерируются путем нахождения всевозможных комбинаций факторов, отложенных по вертикали и горизонтали. К методам группового решения творческих проблем так же относятся мозговой штурм и синектика.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу